среда, 14 декабря 2016 г.

Мария указывает путь

Приблизившись к Марии сегодня, можно прочитать в Ее глазах деликатное приглашение в школу Матери. Это школа, в которой главными предметами являются молитва, надежда и любовь. Мария – не только учительница, но и любящая Мать и поэтому желает нам передать то, что самое надежное и самое красивое. Это удивительная Мать, Дева Премудрая, хочет назидать своих детей и сопровождать их по единственному пути, ведущему к спасению, к небу, к Отцу. Этот путь – Иисус Христос! Но, прежде чем Христос сказал о себе самом: Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня /Ин 14, 6/, то будучи человеком, сам учился в школе Матери.

Школа Марии начинается в Назарете: Божий Сын, который стал Сыном Приснодевы, научился молиться по своему человеческому сердцу. Он научился молитвы у своей Матери, которая сохраняла в своем сердце «все слова сии» Всемогущего /ККЦ 2599/. Пойдем и мы в Назарет, чтобы как Иисус в доме у Матери научиться «молитвы сердца». От зачатия жизни Марии Ее молитва сливается воедино с планами Отцовской любви: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою /Лк 1, 28/. «Фиат» - это стержень всякой христианской молитвы: быть преданным полностью Ему, ибо Он предался полностью нам. Это молитвенное «да» Марии является первым в истории мира «да», высказанным Христу. Оно выражает согласие вступить на стезю Христа и открыть душу для действия Святого Духа.

«Да» Марии относиться к Иисусу и указывает на единственный путь к Отцу, единственный путь, ведущий к жизни в Святом Духе: Христос есть путь, ведущий к Отцу /ср. Ин 14, 4-11/. Христос – идеальный образ, которому ученик должен подражать в своем поведении /ср. Ин 13, 15/, так, чтобы во всем сочувствовал Ему /ср, Флп 2, 15/, жил Его жизнью и имел Его Духа /ср. Гал 2, 20; Рим 8, 10-11/, /Павел Апостольское послание, О возрождении и развитии почитания Блаженной Марии Девы, 57//.
[…]

Итак, учиться у Марии молитвы сердцем, это то же самое, что говорить Ее Сыну «да» - Иисус навеки! И только Он!

Но каким же образом Мария, Израилева дочь, стала дочерью Евангелия? Она ведь следовала по этому же пути заветного Обещания: от Авраама до бесстрашной надежды в Иисусе Христе Воскресшем. Она шла по этому же пути, но иначе: В вере покорной Рабыни Божий Дар был принят ожидаемым испокон веков образом /ККЦ 2917/. Господь нуждался не только в Марии, но также в Ее непоколебимой вере, которая стала наподобие первой колыбели Дитяти. Так что Мария шла вперед в паломничестве веры. Благодать веры не является чем-то разовым, а это любовная связь, между Богом – который спрашивает нас посредством Евангелия, жизни или других людей: «Хочешь ли?» - и между нами, которые призваны отвечать: «да, Господь»: Вера – это ответ человека Богу, который открывается и общается с человеком, одаряя изобилием света того, который ищет конечный смысл своей жизни /ККЦ 26/. Началом веры является личная тесная связь человека с Богом, результатом которой является добровольное признание всей истины обнаруженной Богом /ККЦ 150/.

Мария заботилась о своей внутренней свободе, благодаря чему Она смогла полностью принимать и отвечать на Божию благодать веры. Готовность Марии всегда отвечать на Божию благодать веры. Готовность Марии всегда отвечать Богу своим «да», Ее четкая направленность выполнять всегда Его волю, позволило Ей стать Матерью Воплощённого Слова, Матерью самого Бога (Теотокос). Она прямо горит любовью к Богу и не в силах отказать Ему в чем-либо, ни сомневаться в чем-либо. Благодаря этому глубокому желанию Марии, Святой Дух образуем в Ней шедевр, в котором Отец находит жилье, в котором Его Сын и Дух Святой пребывают среди людей. Поверение Сына Матери не только берет свое начало во Христе, но в конечном итоге к Нему целенаправленно. Можно сказать, что Мария не перестает повторять всем эти слова, которые произнесла в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте». «Ибо Он – Христос – единственный посредник между Богом и людьми; Он – путь и истина и жизнь /Ин 14, 6/. Его, Сына Своего Единородного, Отец отдал миру, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» /Ин 3, 16/. Дева из Назарета стала первым «свидетелем» этой спасательной любви и желает всегда и везде быть покорной Ее слугой. По отношению к каждому христианину, к каждому человеку Мария – первая, которая уверовала и этой верой Невесты и Матери желает влиять на всех, которые по-сыновски Ей поверяются. И если они утверждаются в этом поверении, то Мария одаряет их «богатствами Христовыми» /ср. Еф 3, 8/. И для них тем более очевидным становится полный размер достоинства человека и конечная цель его призвания: Ибо Христос открывает человеку его сущность во всей полноте /Иоанн Павле Второй, Редемпторис Матер, 46/.

Мария, для души и тела, которой чужды были последствия греха, следовала за Иисусом, Господом и Принцем Мира, выбирая только то, благодатно и служит миру. И если в нашей жизни, мы желаем следовать за Иисусом, Наставником и Мастером, то и мы также обязаны стремиться к совершенству, к полному единству с Иисусом-Жизнью. И вся спасительная сила Иисуса только этому и служит. Проповедуя благую весть о Царствии Божием, Она часто призывает к обращению: «Если не покаетесь, все так же погибнете» /Лк 13, 5/; «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» /Мк 1, 15/.

Когда приходит к Иисусу юноша с вопросом: «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» /Мф 19, 16/ - он получает ответ: «Соблюди заповеди». Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей» /Мк 10, 20/. Иисус, взглянув на него, полюбил Его и попросил сделать больше: перейти от хорошего к лучшему: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и приходи, последуй за Мною» /ср. Мк 10, 21/! Юноша же смутившись от этого слова, как говорит Евангелие, отошел с печалью, потому, что у него было большое имение /см. Мк 10, 22).

У Марии нет подобного состояния духа. Она вся полностью предана Иисусу, все, что имеет, отдала Ему во владение. Юноша же, приглашен к истинной дружбе с Иисусом, не сумел отказаться от своей привязанности к вещам сотворенным, которая в данный момент откликнулась в его душе как эхо первородного греха.
[…]

Если Мария указывает нам Господа Христа как Путь, то тем самым Она приглашает нас к такой внутренней свободе, в которой мы сумеем оставить все для Иисуса, нашего Господа и Спасителя. Она приходит нам на помощь, как добрая Мать, которая в сострадании с Сыном узнала грех и его последствия в человеке: будучи без греха, Он сам оправдал многих и грехи их на Себе понес /Ис 53, 11/, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной /Флп 2, 8/. Мария видит нашу жизнь свозь призму Пасхи Христовой (муки, смерти и воскресения).

Озабоченная нашей внутренней свободой, Мария ходатайствует за нас, как Мать сочувствующая судьбе Церкви, судьбе каждого из нас: «Жено, се Сын Твой!» Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!» /Ин 19, 26б-27а/
[…]

И если мы становимся свободными чадами Божиими, то так же, как и Мария, мы должны отречься от всего остального ради Иисуса. Настолько пользоваться даром жизни, имуществом, выбирать ту или иную работу или призвание, насколько это не противоречит внутренней свободе при выполнении воли Божией в нашей жизни.

Мария не обращает внимания на себя и не говорит о себе: Я единственный Путь. Она очень часто обращается к нам в молитве с просьбой повериться Ей, и тогда Она ведет нас к Тому, который есть и путь, и истина, и жизнь. Она – Путь, но в таком значении, что ведет нас к Иисусу, единственному Господу и Спасителю. Посредничество Марии, ведущее к Иисусу – это путь, который святой Людовик Мария Гриньон де Монфор определяет как кратчайший и самый совершенный, целенаправленный к Иисусу /ср. Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии 55/. Стоит послужиться еще и другими его словами: Пресвятая Дева – это Путь, по которому Иисус пришел к нам. Ибо Она тот Путь, по которому мы в свою очередь, должны пройти к Иисусу. Она отличается от других творений, которые больше нас оттягивают от Бога, чем приближают к Нему, если мы к ним слишком привяжемся. Ибо напротив – Она искренне желает лишь тесно связать нас со своим Сыном, Иисусом Христом. (…) Пресвятая Мать и есть Путь ведущий к Христу /св. Людовик Мария Гриньон де Монфор, Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии, 75/.

Кто ступает по этому Пути: пути посредничества Марии к Иисусу, тот должен постоянно совершенствоваться, следуя в направлении от хорошего к лучшему, позволяя все более свободно действовать Святому Духу. […] То, что по-человечески уму непостижимо, а именно: сие стремление от хорошего к лучшему – то достигается, однако, благодаря действию Святого Духа. Овладение внутренней свободой, которой Святой Дух наделяет душу верную, чтобы вкушать Его плоды – равнозначно с принятием свидетельства Марии в своей жизни. Это и есть согласие на то, чтобы Та, которая совершеннейшим образом сотрудничала с даром внутренней свободы была нашей наставницей и проводницей на пути поисков Иисуса и признания Его своим Господом. Мария обучает нас деликатности при сотрудничестве со Святым Духом, дарителем внутренней свободы и призывает к сотрудничеству с Ним, чтобы хлопоты дня, обязанности нашего сана, владение имуществом, общение с людьми, желания души человеческой, или накопление знаний, не омрачили душу человеческую и не сделали ее ленивой в следовании за свои Творителем и Господом.
[…]

Если мы жертвуем собой ради верности посредством Марии, то не только призываем на помощь Ту, которая была верной, но начинаем стойкое сотрудничество с милостью. Она воспитывает нас, готовя к возрождению в нас Иисусового образа и учит сотрудничеству со Святым Духом и верности во всем. Смотря по-людски, это иногда кажется недостижимым, но у Бога не останется бессильным никакое слово. А это станет также нашим уделом, если поверим Его слову и слову Его Матери, которая к Нему ведет.

Особенно в наше время, в путанице столь противоречивых предложений и нашептываний, Мария – надежный путь к Воскресшему Иисусу. Она учит нас молитве и вере, учит верности и увеличения пространства внутренней свободы для вдохновений Святого Духа, учит сотрудничеству со словом Мастера.



Отрывок из книги
«С Марией в жизнь в Святом Духе».
Автор: Юзеф Козловский.
Лодзь 2008.
Глава 4, стр. 29-37.