Секты. Общая информация.

Что такое секта?

Понятие секта является одним из ряда терминов, используемых в Центре Иосифа Волоцкого для описания основных типов нетрадиционной религиозности. Он имеет чисто инструментальное значение, которое наиболее полно и адекватно раскрывается только при ознакомлении с остальными понятиями, используемыми при анализе нетрадиционной религиозности. Под сектой понимается религиозная организация, отколовшаяся от какой-либо иной религиозной организации (традиционной религии, либо секты). Вместе с понятием секта используется термин культ, который определяется как религиозная организация, образовавшаяся в результате радикальной инновации – процесса целенаправленного создания или спонтанной самоорганизации религиозной группы, при противопоставлении ее всему окружающему религиозному пространству и без предшествующей структурной зависимости от какой-либо иной религиозной организации. Секты и культы, взятые вместе, представляют собой первый тип нетрадиционной религиозности. Они имеют сильно развитую организационную структуру, институт постоянного членства, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Секты и культы имеют религиозную направленность и допускают возможность тотального пожизненного вовлечения человека в свою деятельность.

Ко второму типу относятся клиентурные культы - организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Клиентурные культы предлагают ограниченный набор специализированных услуг за определенную плату или компенсацию и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временное членство в них, длящееся от нескольких дней до нескольких лет, заключается в прослушивании лекций, участии в семинарах, тренингах, сеансах исцеления или контактах с высшим разумом, инициациях, обучении составлению гороскопов и т.д. Клиентурные культы могут иметь религиозную, псевдопсихологическую, экологическую, образовательную и др. ориентации. Секты, культы и клиентурные культы вместе взятые именуются новыми религиозными движениями.

К третьему типу относятся аудиторные культы - отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции оккультно-мистического знания в массы и/или с оказанием упрощенных оккультно-ритуальных услуг, при полном отсутствии института членства. Наиболее распространенные формы аудиторных культов включают в себя публичные лекции, выставки, концерты, а также частные практики астрологов, экстрасенсов, магов, колдунов и др. Ни к чему не обязывающая «принадлежность» к ним подразумевает посещение указанных мероприятий и индивидуальных практик.

К четвертому типу относится оккультная среда общества, которая включает в себя все неинституционализированные нетрадиционные религиозные идеи, смысловые конструкции и ритуальные практики современного общества, передаваемые и поддерживаемые как конкретными людьми, их разделяющими, так и с помощью литературы, аудио-, видеоматериалов, периодических изданий, TV передач и др. носителей информации соответствующего содержания. Приметы и суеверия, вера в НЛО и аномальные зоны, в энергетический вампиризм, в действенность порчи и сглаза, в особое значение сновидений и их толкование, в силу талисманов и оберегов, в гадания и астрологические гороскопы и т.д. и т.п. являются лишь некоторыми наиболее распространенными в современном мире ее составляющими. Оккультная среда общества является самым большим и значимым типом нетрадиционной религиозности.

К пятому типу нетрадиционной религиозности относится внутрицерковное сектантство - всевозможные формы нетрадиционных, языческих, оккультно-мистических верований и практик, существующих в границах традиционных религий мира. Такие народные формы религиозности, редуцирующие и искажающие ортодоксальное вероучение и религиозную практику являются практически неконтролируемыми образованиями и сопровождают жизнь всех без исключения религий мира.
К шестому типу нетрадиционной религиозности относятся так называемые сектоподобные группы – организации, совмещающие в своих границах не имеющие ничего общего с сектантством элементы, с рядом чисто сектантских характеристик. Такое совмещение достигается одним из двух основных способов: а) путем тесного переплетения сектантского и несектантского компонентов на уровне вероучения, структуры, членства, или деятельности организации; б) посредством простого соприсутствия обоих компонентов в границах одной и той же организационной структуры. Сектоподобные группы глубоко нестабильны и являются пограничной или переходной формой сектантской организации. Они могут также легко терять свои сектантские характеристики, как и развивать их превращаюсь в полноценные культы (либо клиентурные культы). Соответственно их сектантскость является постоянно изменяющейся величиной и лишь в редких случаях организации этого типа могут сохранять status quo на протяжении достаточно долгого времени. Сам факт существования сектоподобных групп является одним из весьма красноречивых свидетельств о тесной, неразрывной взаимосвязи и вписанности нетрадиционной религиозности в культуру, традиции и практики окружающего общества.

Понятие секта занимает в приведенной типологии свое, строго отведенное ей место, но даже и близко не исчерпывает все многообразие форм сектантства. Этот термин имеет долгую и интересную историю, которая частично была рассмотрена в книге: Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. В ряде случаев понятие секта может использоваться как собирательное наименование всех типов нетрадиционной религиозности. Однако, такое употребление этого термина возможно только вне контекста серьезного научного анализа сектантства.

По данным Центра им. преп. Иосифа Волоцкого при Минской Епархии Белорусского Экзархата в Беларуси на 1 января 2015 года документально зафиксированадеятельность 957 сектантских сообществ всех форм структуры и организации. Среди них 151 группа относится к числу сект и культов, 342 к клиентурным культам и 464 к иным формам сектантской организации. Некоторые из них имеют от одного до нескольких сотен филиалов на территории страны.

Следует четко проводить различие между количеством групп, деятельность которых документально зафиксирована в стране, и количеством групп, действующих в стране на данный момент. Число первых устанавливается простым суммированием документальных свидетельств о работе разных сектантских групп за тот или иной период времени. В данном случае берется период с 1985 по 2015 гг.  Количество вторых вычисляется путем сложения документально подтвержденных свидетельств о деятельности разных сектантских сообществ на конкретный момент времени, например, только на 2014 год. Установить точное количество последних практически невозможно, так как, во-первых, многие секты и культы действуют подпольно, никак не афишируя свою работу; во-вторых, невозможно точно зафиксировать момент их распада и исчезновения, т.е. с уверенность сказать, что еще вчера действовавшая организация не прекратила свою работу по тем или иным причинам сегодня.

3 из 957 сектантских сообществ зарегистрировано в Беларуси в установленном порядке в качестве религиозных организаций. Остальные действуют под прикрытие общественных объединений, индивидуальных предпринимателей, с иными формами регистрации своей деятельности или без таковой.

Всего на 1 января 2015 года на учете в Центре Иосифа Волоцкого состоит 3815 новых религиозных движений из 93 стран мира.

Источник: http://unrel.org

Симптомы вовлечения в секту

Определить это влияние можно, суммируя его симптомы, черты группы и всю возможную информацию о ней.

1. Симптомы:
● изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
● повторяющиеся и непривычные цитирования;
● заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
● падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;
● рост числа встреч в неделю (и собраний);
● путешествия по стране и за границу;
● много телефонных звонков;
● большое количество писем;
● длительное чтение или медитация;
● режим питания;
● монотонный голос;
● агрессивность или безразличие;
● замкнутость или экзальтация ради нового дела;
● значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.

2. Признаки группы:
● Учитель: Есть ли он? Каким он хочет представиться?
● Структура: Есть ли жесткая иерархия? Как она создается и поддерживается?
● Власть: Как она распределяется? Кто ее осуществляет?
● Деньги: Как их получают, используют и распределяют?
● Привлечение новых членов: Происходит ли это быстро? Является ли техника привлечения
честной или лживой?
● Свобода: Существует ли для членов свобода информации, дискуссий, действия?

3. Определение группы:
Мы предлагаем здесь вопросник, который ни в коем случае не должен принимать форму допроса, но вестись как дружеский и открытый диалог.
● Не чувствуете ли вы, что вам не хватает личного времени в группе? Не хватает пищи, сна?
● Затрудняет ли группа ваше общение с людьми, которым вы доверяете, но которые не принадлежат группе?
● Требуют ли от вас всей вашей жизни, не оставляя ни малейшего уголка, принадлежащего только вам?
● Приемлемы ли вы для группы такой, какой вы есть? Существенно ли для вас превратиться в нового человека и отбросить идеи, которые ранее вы считали приемлемыми?
● Оценивает ли группа негативно всю вашу предшествующую жизнь?
● Допустимо ли обманывать людей в интересах группы?
● Не является ли злом нарушать учение лидера или группы в каких-то деталях? Если вы остаетесь в группе, должны ли вы считать, что «преподаватель» всегда и во всем прав? Обвиняют ли вас в случае ваших сомнений в учении?
● «Преподаватели» или «руководители», считается ли, что они могут делать чудеса? Не открывают ли они их только посвященным?
● Не смущает ли вас позиция группы по отношению к женщинам?
● Существуют ли различия в правилах поведения для руководителей и для рядовых членов группы?

Если ответы на некоторые из этих вопросов будут «ДА», вы должны быть очень внимательны, особенно если вся обстановка в группе кажется очень привлекательной. Чем более длительное время провел человек в группе (часто это меньше месяца), тем более затруднителен будет для него уход. Главное – действовать быстро.

 Источник:http://ukrsekta.info/2006/05/29/simptomy_vovlechenija_v_sekty.html

Характерные признаки секты

В  большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками:

Религиозная реклама (маркетинг).
 Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями (“изучение Библии” – секта Муна, иеговисты; “изучение английского языка” – мормоны; “собрание всех, кто обеспокоен судьбой России” – рериховское движение, секта “Святая Русь”; “фестивали и семинары по вопросам семейной жизни” – секта Муна, “психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения” – секта сайентологии; “воспитание детей, благотворительные концерты” – секта “Семья”; “семинары по вопросам педагогики и медицины” – секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, “Духовный центр им. Сергия Радонежского”) и экстрасенсами, адептами движения New Age.

 Агрессивный прозелитизм и психологическое давление.
 Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется “бомбардировка любовью”: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется “сэндвич” – два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах “исповеди” или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих “собратьев,” угрозам и шантажу.

Двойное учение.
 Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы  своей секты, для придания ей “человеческого лица”, а другое – для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать “семинары по Библии” у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя – “христом,” то есть с точки зрения христианства – антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в “Духовный центр им. Сергия Радонежского,” если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение  традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

Иерархия.
 Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует “лестница” из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей “живой этики”: ступенчатое посвящение в тайны “учения” по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Непогрешимость секты и ее основателя.
 Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина “более свежая,” чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий. Эти “истины” получаются сверхъестественным путем, через “откровения,” видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался “Христом” и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого “счастливого озарения,” объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина – именно Корея, которую осчастливил своим рождением “преподобный” Мун; для “свидетелей Иеговы” любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину – безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами “агни-йогу.”) Основатели сект – люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя “христами”: Мун, С. Тороп (“Виссарион”), М. Цвигун (“Мария Дэви”), Т.Ф. Акбашев (считает “иисусом” не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как “матерью мира” именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или “духовное,” мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта “сахаджа-йога”) молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

Программирование сознания.
 Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Духовный элитизм (избранничество).
 Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди “второго сорта,” обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на “самосовершенствование,” то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

Контроль жизнедеятельности.
 Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под “ашрамы” или “монастыри,” часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или “ашрамов”), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

Политические цели.
 Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, “Свидетели Иеговы,” сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми “империями,” стремящимися получить власть над всем миром. Например, “Манифест Варнашрамы,” один из документов “Международного общества сознания Кришны,” пишет о грядущем обществе “победившего кришнаизма” как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. “Свидетели Иеговы” вещают о необходимости устроения “нового мирового порядка” возглавляемого “единым правительством,” состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.