Святая Філамэна - апякунка Жывога Ружанца


Святая Филомена - Дева и Мученица


Из книги о. Кшиштофа Пожарского 

Св. Филомена Римская, Дева и Мученица (289-302)", СПб. 2007


  

Вступление

Со времени перенесения мощей св. Филомены из римских катакомб в Муньяно дель Кардинале (Италия) в 1802 г. ее известность в Католической Церкви стремительно росла. Кратко о ее жизни можно сказать следующее: оскорбленный отказом Святой выйти за него замуж, император Диоклетиан бросил ее в темницу, заковал в цепи, подверг публичному бичеванию, а затем приказал бросить в реку Тибр с якорем на шее и неоднократно отдавал распоряжение стрелять в нее из луков. Но всякий раз Филомена получала чудесную помощь Неба и ничто не могло ей повредить, как, наконец, ей отрубили голову мечом. И все потому, что она принесла вечные обеты чистоты Иисусу Христу, Вечному Царю.
   Мы знаем, что пути Господни неисповедимы и, спустя пятнадцать веков после смерти (которые она провела в могиле в безвестности) Святая завоевала католический мир. 
На Аппенинском полуострове не было церкви, в которой бы не был помещен образ творящей чудеса Святой. В XIX веке она была самой известной и почитаемой Святой. В Риме особенно были известны ее иконы, находившиеся в двух храмах: Пресвятой Богородицы Победительной и св. Марфы. 
В Польше, в церкви Святого Креста Краковского Предместья Варшавы до наших дней на боковом алтаре находится икона св. Филомены. В императорской России в 1866 г. известным художником, академиком живописи Аполлинарием Горавским, был написан образ св. Филомены для приходской церкви св. Станислава в Петербурге. Этот образ был помещен также на боковом алтаре под церковными хорами. Торжество св. Филомены всегда праздновали в третье воскресенье октября. В 1935-1996 гг. храм св. Станислава был закрыт советскими властями города и икона пропала вместе со всем внутренним убранством церкви. 
Так случилось, что уже 25 лет я лично почитаю св. Филомену как свою покровительницу, и она помогает мне в самых трудных ситуациях. Впервые я услышал о ней в 1981 году, от мирянина, подвижника и апостола молитвы св. Розария Анатолия Кащука. Он научил меня троекратной молитве "Верую" во славу двойной победы св. Филомены (т.е., ее девства и ее мученичества). Тогда же мне удалось издать в Ченстохове небольшую брошюрку о жизни Святой и включить в нее эту троекратную молитву. Анатолий Кащук в последние годы своей долгой жизни совершал паломничества с маленькой фигуркой св. Филомены и говорил, что получил с ее помощью много благодатей. Он дважды участвовал в Конгрессах св. Розария в приходе св. Станислава (2000 и 2002 гг.) и с ним неизменно была фигурка св. Филомены. Можно сказать, что жизнь его была непрерывной цепочкой благодатей и чудес, о которых он рассказывал, и которые ему обычно удавалось испросить ради ближних. 
Я был несказанно обрадован, когда из архивных документов узнал, что в церкви св. Станислава, куда я был назначен настоятелем в 1996 г., раньше совершались богослужения в честь св. Филомены и находился престол, посвященный ее памяти. Приход св. Станислава в Санкт-Петербурге по крайней мере, трижды, издавал небольшую книжечку "Известие о св. Филомене". Третье издание состоялось в 1892 г. Во вступлении особая благодарность выражалась Людмиле Летовт за щедрые дары, благодаря которым издание смогло осуществиться. На последней странице обложки также было обозначено, что доход с продажи будет обращен на сооружение престола св. Филомены. 
Как знать, может статься, именно св. Филомена была причиной моего приезда в Петербург. Я также думаю, что воля Божия была в том, чтобы восстановить ее почитание в Петербурге посредством установления алтаря, на котором бы находился ее образ. Для ознакомления верующих с необычной жизнью Святой необходимо подготовить соответствующий текст с жизнеописанием св. Филомены и молитвами. Все это у меня уже есть, поэтому я смею надеяться, что книжечка с молитвенником сыграет свою роль и представит все, что связано со Святой, или было с нею связано прежде. Я постарался старательно подготовить исторические материалы, оказавшиеся в моем распоряжении, ничего не скрывая и не отбрасывая, ибо Истина сможет сама себя защитить. Для нетвердых в вере или неверующих, эта цепочка непрерывных чудесных событий, описанных в книге, может показаться совершенно невероятным повествованием, собранием каких-то мифов или легенд. Однако, это – исторические факты, имевшие место на протяжении всего XIX в., и их так много, что усомниться в них невозможно. Св. Филомена была и остается Чудотворницей, поскольку милость Божья дала ей огромное могущество. Ведь для Бога нет невозможного, нет ничего трудного, и на земле, в Царстве Иисуса Христа вера имеет первостепенное значение. Поэтому те, чья вера слаба, а также не верующие в чудеса, постоянно происходящие в нашей христианской жизни, пусть молятся Господу Иисусу Христу: "Господи, умножь в нас веру". 
15.10.2006 в базилике городка Арс, где служил великий почитатель св. Филомены, св. Иоанн-Мария Вианней, я приобрел маленькую фигуру св. Филомены. В тот же день ее благословил архиепископ Лионский, кардинал Филипп Барбрарэн. Я надеюсь, теперь Святая будет продолжать свое делание среди петербургских семей, в их домах, куда мы ее будем переносить во время особого "паломничества". 
И наконец, я хотел бы пригласить всех к сердечным молитвам ко Святой Мученице, при которых мы можем вспоминать парафраз евангельских слов: "Просите, и дано будет вам; ищите со св. Филоменой, и найдете; стучите с ее помощью в небесные врата нашего Отца, и отворят вам" (ср. Мф. 7.7). 

о. Кшиштоф Пожарский, настоятель прихода
св. Станислава епископа в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, 1 ноября 2007 г.
В торжество Всех Святых 


Филомена – женское имя греческого происхождения, соответствует мужской форме Филомен. Греческое "Philomenes" составлено из корней "philos" ("любимый", "милый") и "menos" ("жизненная сила", "мужество"). Часто это имя давали рабам.

Катакомбы

Катакомбы огромны: более 6 миллионов христиан за 300 лет их кровавого преследования императорским Римом нашли здесь последнее пристанище. Более 60 катакомб находится в одном только Риме, в то время как другие рассеяны по различным местам в Италии, Франции, Греции и Малой Азии. Катакомбы были оставлены, когда Константин даровал мир христианской Церкви, и тайные места захоронений больше не были необходимы. Но их по-прежнему окружают уважением, они остаются местом паломничества, поскольку там покоятся герои ранней Церкви. Во время нашествия готов и лангобардов, на катакомбы совершались набеги ради якобы находившихся там несметных сокровищ. В то время и позже мощи святых и мучеников были переданы главным базиликам и другим храмам, воздвигнутым в их честь римскими патрициями и Папами, с тем, чтобы они были доступны для почитания верующих.

Об обретении мощей Св. Филомены

25 мая 1802 г., во время археологических изысканий в катакомбах св. Прискиллы (Виа Салария Нова), которые в тот период проводили в Риме ежегодно, были найдены мощи неизвестной девы и мученицы первых веков христианства. Их обнаружили под надгробием из трех слоев обожженного кирпича. В тот день ватиканскому смотрителю раскопок Франко-Филиппо Лудовичи, сообщили о находке мощей св. Филомены. На следующий день он, в сопровождении нескольких свидетелей, спустился в катакомбы, и подтвердил полную расчистку могилы, что позволило, после удаления песка, увидеть три кирпичных надгробных плиты с эпитафиями, окрашенными в красный цвет. Каждая плитка имела размеры приблизительно 50 см в длину, причем, полная длина составляла 1,74 см. 
На самой намогильной плите были видны различные христианские символы, указывавшие на мученическую смерть похороненной здесь молодой женщины. Можно было на ней различить якорь, в христианской символике служащий знаком надежды и мужества. Если изображение якоря помещалось на надгробной плите, это служило указанием на мученический характер смерти – утопление с якорем на шее (например, именно так император Траян повелел лишить жизни папу св. Климента). Император Траян, так же как Тиберий, своими декретами предписывали именно такую казнь. В якоре находят сходство с крестом, и он считается символом веры во Христа. И греческие и римские древности знают упоминание о священном якоре. Якорь также означает надежду, убежище, и сохранение жизни. 
На надгробии неизвестной мученицы был помещен и второй символ – стрела, также указывавшая на характер смерти (именно так император Диоклетиан хотел лишить жизни св. Севастиана). 
Был и третий символ, пальмовая ветвь, помещенная в центр плиты. Она означала славную мученическую победу, которую христианин одержал над жестокостью своих преследователей. 
Чуть ниже находился также знак бича, в концы ремней которого были вплетены оловянные шарики. В Римской империи эта кара применялась для наказания разных преступников. Такими орудиями лишали жизни первых христиан – их бичевали до тех пор, пока они не испускали дух. 
Еще на надгробии виднелись знаки двух стрел, наконечники которых были своими остриями обращены в разные стороны (вверх и вниз соответственно). Это указывало также на характер мучений, которым был подвергнут христианин. 
Наконец, на надгробии была помещена также лилия, в христианской иконографии служившая символом чистоты и девственности. 
Все эти знаки недвусмысленно свидетельствовали о той, чьи останки были найдены. В первую очередь, было понятно, что под надгробием с этими символами почила Дева и Мученица, вкусившая мучений и жестоких терзаний плоти, прежде чем предстала перед своим небесным Женихом. 
Эту, немного таинственную, надпись, археологам удалось расшифровать несколько позже. Оказалось, что, при изменении последовательности чтения с плиток, текст изменяется, составляя предложение PAX TE CUM FI LUMENA, то есть, "Филомена, мир с тобою!". 
Под надгробной плитой находились кости девушки, которая, как объявили компетентные специалисты, имела от тринадцати до пятнадцати лет от роду. У нее была маленькая голова, довольно сильно разбитый и поломанный череп, но основные кости были целы. Хирурги установили тип причиненных повреждений, врачи исследовали скелет – малые сохранившиеся неповрежденными кости, череп, глазницы. Девочка была обезглавлена. Рядом с костями стоял стеклянный сосуд, разбившийся с одной стороны. Сосуд был покрыт по бокам высохшей кровью. Этот сосуд с кровью указывал на давний обычай первохристианских времен, когда тщательно (иногда даже платя палачам выкуп), собирали пролитую кровь мучеников и погребали ее вместе с телом. Когда была совершена попытка старательно собрать засохшую кровь и перенести ее в новый хрустальный сосуд, – заметили, что частицы крови, попадая в новый сосуд, сразу видоизменялись, а сама кровь начинала блестеть. При этом некоторые капли имели цвет и блеском напоминали солнце, другие серебро, третьи – рубины, жемчуг и другие драгоценные камни. Цвет крови, первоначально темно-коричневой, в новом сосуде изменялся и становился подобным сияющей радуге. Свидетели этого чуда ни на мгновение не усомнились в том, что видели. Впоследствии, подобное видоизменение цвета крови периодически повторялось на глазах многих верующих.

Отец Франциск

Революция, война, голод, атеизм, преследование шагали по Европе в течение всего сложного восемнадцатого столетия, и леденящая ересь янсенистов иссушила духовную энергию католиков. Единственный дух, распространению которого способствовали подобные обстоятельства, казалось, был духом индивидуализма. Мужчинам нравилось верить только в их собственные возможности. Говорили о правах человека, подразумевая право любого поступать согласно его собственным желанию и воле. 
В 1805 г. Англия находилась в состоянии войны с Францией, поскольку та поддерживала интриги ирландцев и шотландцев, готовилась вторгнуться в Англию и имела виды на индийские владения Империи. Наполеон, командовавший французской армией, которая вторглась и завоевала Италию, стал теперь Императором французов. Это был год Аустерлица и Трафальгара. 
В том же году в Рим для хиротонии прибыл избранный епископ Потенцы, спешивший также поздравить Папу Римского, Пия VII, с его возвращением из Франции от имени Короля Неаполя, испанского Дона Карлоса. Он взял с собой в качестве капеллана святого священника-миссионера, который служил в округе Муньяно близ Неаполя. Священника звали Франциск де Лучия. 
У отца Франциска было тяжело на сердце. Его округ был охвачен революционными идеями, негодовал против авторитета Церкви, был заражен неверием и безнравственностью. Его тайной надеждой было убедить епископа использовать свой авторитет и получить мощи святого мученика, которые, будучи привезены в его округ, помогут ему в служении пастве, здесь ему была необходима только святая. Он знал точно, чего он хотел – заручиться помощью мученицы, известной по имени. 
Отец Франциск, культурный и благочестивый священник, родился в Муньяно дель Кардинале 19 сентября 1772 г. Он завершил образование в Конгрегации Святого Причастия. Рукоположенный 19 сентября 1796 г., он открыл в Неаполе школу философии и литературы. Он быстро приобрел уважение и привязанность известных и образованных неаполитанцев, среди которых был достопочтенный служитель Божий, Иосиф-Мария Пиньятелли.

О перенесении мощей и чудесах Св. Филомены

Мощи св. Филомены, найденные в катакомбах св. Прискиллы в Риме были помещены в Сокровищницу мощей святых мучеников в Риме и находились там до 1805 г. В этом году в мае в Рим прибыл итальянский миссионер из Неаполя свящ. Франциск де Лучия, сопровождавший епископа-номината Варфоломея де Чезаре, назначенного Папой епископом Потенцы. Отец Франциск очень хотел привезти в свою домовую часовню в Муньяно дель Кардинале мощи какого-нибудь святого мученика. Поэтому хранитель Сокровищницы мощей, отец Понцетти, проводил гостя в Сокровищницу, чтобы он вначале мог осмотреть мощи, а затем выбрать себе какие-то конкретные. 
Среди них были мощи мучеников, но были известны имена лишь троих из них – каждый из них был ребенком, лишь один – взрослый и еще были мощи св. Филомены. Отец Франциск с самого начала хотел взять мощи девы. Когда о. Франциск подошел к реликвиям св. Филомены, он тотчас же почувствовал в сердце сверхъестественную радость, которую также заметил и хранитель мощей. Поэтому неаполитанский священник просил отдать ему именно эти мощи. Но вскоре оказалось, что его просьбу трудно исполнить. С одной стороны, о. Франциск был частным лицом, с другой стороны, было невозможно отдать все мощи одному человеку. Поэтому отец хранитель предложил на выбор другие реликвии для домовой часовни отца де Лучия. Однако последний продолжал настаивать, и не отступился, пока не добился официального согласия церковных властей на перенесение мощей св. Филомены. Святая, несомненно, была той помощницей, которую он искал. Отец хранитель обещал предпринять все возможное, чтобы неаполитанец мог получить просимое. Вообразите его разочарование, когда был получен официальный ответ: мощей мучеников, имена которых известны (в т. ч. и св. Филомены), так мало, что они должны быть сохранены для очень небольшого числа церквей или епархий. 
Отец Франциск очень тяжело переживал отказ: вернулась грусть, началась болезнь, появилась высокая температура, он потерял сон, аппетит, ухудшилось его самочувствие. Один из друзей предложил ему мощи другого (безымянного) мученика, чтобы успокоить его, но тот хотел получить только мощи св. Филомены. Однажды ночью, когда лежал в жару, удушье и не мог спать, так что, в отчаянии обещал, что если св. Филомена поможет ему заснуть, он изберет ее своей покровительницей, и привезет ее мощи в Муньяно. Неожиданно его оставила лихорадка он заснул, и проснулся утром в прекрасном здоровье. 
Это все решило. На сей раз, он пошел к недавно посвященному епископу и попросил его использовать своё влияние. Когда епископ услышал его историю, – сразу согласился помочь и даже присоединил к ходатайству отца де Лучия свое собственное. Ему не отказали. Хранитель, получив разрешение церковных властей, с удовольствием передал мощи св. Филомены неаполитанцу. 
Отец Франческо еще раньше договорился с епископом Бартоломео де Чезаре, что мощи св. Филомены будут перевезены в Неаполь в карете с подобающими почестями. Однако, оба позабыли об уговоре, и слуга положил мощи в чемодан, помещенный внизу кареты. Как только выехали из Рима, епископ почувствовал сильные толчки в ногу. Тогда он распорядился получше привязать чемодан с мощами, думая, что причина кроется в том, что вещи плохо закреплены. Однако, толчки продолжались и епископ даже стал ощущать сильную боль в ноге. Тогда он приказал перенести мощи в другое место. Но все повторялось, как, наконец, он вспомнил о своем обещании и просил поместить реликвии в передней части кареты, и все неприятности миновали.
По прибытии в Неаполь мощи св. Филомены были помещены в домовую часовню Антония Террес. На второй день ларец с реликвиями, в котором лежали в полном порядке кости Святой Мученицы, открыли. Мощи вынули из ларца и поместили внутри исполненной из бумаги фигуры девушки, символизировавшей св. Филомену. Фигуру, в соответствующем облачении, поставили в большой деревянный реликвярий, закрыли дверцы и властью епископа запечатали. Так, украшенные мощи св. Филомены были выставлены для публичного почитания в часовне Антония Террес. Наплыв верующих был столь велик, что пришлось перенести мощи в более просторное помещение одной из городских церквей Неаполя, где они находились три дня, выставленные на престоле во имя Матери Божией, к которому стекались верные, чтобы помолиться о предстательстве новой Святой Мученицы. Но в тот период не было отмечено никаких чудес. Паломники несколько обманулись в своих ожиданиях, но потом открылось, почему так случилось – если бы стали твориться чудеса, неаполитанцы не отдали бы мощей в другой город, но оставили бы у себя. 
Спустя три дня мощи вернулись в часовню Антония Террес и тогда верные стали обретать разнообразные дары, а благодаря чудесам необычайно развилось почитание св. Филомены. Первое чудо произошло с супругой самого Антония, с 16 лет неизлечимо больной. Молясь св. Филомене, она неожиданно исцелилась и в доказательство своей благодарности пожертвовала церкви драгоценную чашу. Второе чудо произошло с неким адвокатом, в продолжение нескольких месяцев страдавшим сильнейшими болями в бедрах, от которых он не мог встать с постели. Адвокат просил принести его в часовню, в которой находились мощи Святой Мученицы, и когда его просьба была исполнена, – неожиданно встал и совершенно здоровым вернулся домой. 
Третье чудо этого периода случилось с одной женщиной, на руке у которой появилась раковая опухоль. Руку должны были отнять. В один из вечеров в дом несчастной страдалицы принесли мощи св. Филомены и приложили к больной рукою на следующий день оказалось, что женщина уже здорова. 
Наконец, пришло время перенести реликвии Святой из Неаполя в Муньяно дель Кардинале (Ноланская епархия). Жители города с нетерпением ожидали дня их прибытия. Днем раньше, когда горожане услышали звон колоколов, – они стали молиться о ниспослании дождя, поскольку в продолжении нескольких месяцев в этой местности царила докучливая засуха. Они молились такими словами: "О, если бы эта новая Святая, которую мы столь почитаем, послала бы нам в изобилии дождь для окропления и увлажнения наших полей!". После этой молитвы, когда еще не стих колокольный звон, обильной росой сошел на землю дождь. Жители города вознесли молитву: "Да будет славен Бог! Да прославится Святая Его!". 
Реликвии св. Филомены из Муньяно дель Кардинале в Неаполь перенесли двое крепких мужчин, которые вечером вынесли их на своих плечах из часовни. Один из них неожиданно расхворался, так трудно было нести мощи. Отец Франческо утешал его и подбадривал, обещая помощь св. Филомены, и советуя дотерпеть до конца крестного хода – тогда к нему вернется здоровье. Так и произошло, мужчина выздоровел, а тяжелый реликвярий стал для него легче легкого пуха. То же самое ощущение легкости реликвярия было и у о. Франческо, когда ему довелось однажды нести его на своих плечах. 
Новые дары получили путники, несшие реликвярий, когда вдруг ясное небо потемнело и было готово разразиться сильным ливнем. Путешественники не взяли с собой ни фонаря, ни факела и не очень понимали, что им теперь предпринять. Но свыше уже спешила помощь – в воздухе неожиданно возникло светлое пятно, нижним своим концом соприкасавшееся с реликвярием. Оно держалось до рассвета, верхней частью уходя в небо, и открывая над ними звездное небо. 
С рассветом жители Муньяно и окрестностей толпами высыпали навстречу процессии, несущей реликвии. Малые дети держали в ручках пальмовые ветви, а старшие верные – белые полотнища. Так они приветствовали новую Святую. Время от времени участники процессии останавливались по пути, чтобы жители окрестных деревушек могли также воздать почести Мученице. Наконец, мощи были перенесены в церковь Матери Божией Благодати (Мадонна делла Грация) в Муньяно. 
На следующий день, в воскресенье (11 августа 1805 г.) в храме было совершено торжественное богослужение в честь реликвий св. Филомены. Церковь была переполнена верными разных сословий, которые начали в изобилии получать дары Мученицы. Некий человек неожиданно избавился от мучительных болей, приковавших его к постели на несколько месяцев. Несколькими днями позже, сын одной нищей вдовы, который не мог ходить и даже стоять на ногах, во время св. Мессы, на вознесение св. Даров, полностью исцелился. Его мать, носившая его до той поры на руках, тотчас же возблагодарила Святую Чудотворницу, лобызая ее реликвии. В тот же день произошло еще одно чудо. После вечерни одна из матерей взяла немного масла из лампады, горевшей перед реликвярием с мощами Святой и протерла этим маслом глаза своего слепого ребенка. И вдруг случилось чудо – малыш тотчас прозрел. Когда толпа, собравшаяся в храме, узнала об этом, она стала требовать показать ей ребенка. Просьбы была исполнена – один из священников, взяв малыша, показал его народу с галереи. 
Собственно, с этого дня, когда с большими почестями реликвии св. Филомены были принесены в Муньяно с торжественной процессией, слава Святой Чудотворницы быстро распространилась по Италии. Множество чудесно исцеленных и обращенных было столь велико, что счесть все эти случаи было немыслимо и невозможно. Тем не менее, должны были пройти тридцать два года, прежде чем Святой Отец официально причислил Филомену к лику святых Католической Церкви. 
Отец Франческо де Лючия поначалу хотел поместить реликвии св. Филомены в собственной домовой часовне в Муньяно. Однако, видя чудеса и дары, получаемые верными от нее, он навсегда оставил мощи в церкви Мадонна делла Грация. Для реликвий сначала приготовили очень неказистый престол, поскольку прихожане были бедны и страна переживала трудные военные времена. Это положение удалось поправить в 1814 г., когда известный адвокат Алессандро Серио из Неаполя неожиданно исцелился. На его тело, уже неизлечимо больное, положили икону св. Филомены и безнадежно больной исцелился. В благодарность за это чудо, случившееся с ним, и во исполнение обета, он в том же году поставил для св. Филомены прекрасный мраморный алтарь в муньянской церкви. 
Отец Франческо де Лючия, стремясь положить прочное основание почитанию св. Филомены, основал Ассоциацию чад св. Филомены. Он стал первым ректором санктуария и самым бдительным хранителем святых мощей Мученицы, посвятил свое священническое служение и жизнь во славу Бога и ради спасения душ. После 41 года неутомимого апостольского служения по распространению почитания св. Филомены во всем Королевстве Обеих Сицилий, приобретя благосклонность кардиналов и епископов, он отдал душу Богу 9 апреля 1847 г. 
Св. Филомена – покровительница молодежи, и отец де Лючия перенес ее мощи в Муньяно дель Кардинале в надежде, на ее помощь молодежи города, поскольку она сама в момент мученической смерти имела 13 лет от роду, а молодежь в то время отчаянно нуждалась в помощи. 
Благодаря предстательству ранее неизвестной Мученицы происходили и многие другие чудесные события. К сожалению, невозможно описать все их, поэтому мы приведем здесь только те, что связаны с самими мощами. 
Итак, "чудные" дела стали происходить и с самими реликвиями. Однажды вдруг заметили, что бумажное силуэтное изображение св. Филомены стало менять форму. Первое изменение, произошедшее со статуей, имело место почти срезу по прибытии мощей Святой в Муньяно 29 сентября 1805 г. 
Изображение тела Святой изменилось, лицо приобрело иной вид, приобретя значительное сходство скорее с лицом спящей девушки. Уста фигуры приоткрылись, сложившись в совершенно безмятежную улыбку, ее щеки приобрели более живой оттенок, более приятный глазу молящегося, нежели прежде. Волосы, раньше собранные за шеей, легли в порядке. Такое чудесное изменение тела св. Филомены, вновь подтверждало ее могущество у Бога. 
Тщательное расследование, произведенное по повелению местного епископа установило лишь то, что единственный ключ от дверец реликвярия находился у сеньора Террес в Неаполе. Он никому ключа не давал. И, что еще более важно – епископская печать оставалась неповрежденной. Все это подтверждало сверхъестественный характер вышеизложенных событий. Потом вновь оказалось, что "тело" св. Филомены непрерывно увеличивается и в связи с этим, нужно было либо несколько раз увеличивать реликвярий, либо сделать новый. 
Следующее изменение произошло 20 лет спустя: оно было еще прекраснее предыдущего. Волосы статуи стали более густыми, глаза несколько раз открывались во время всеобщего поклонения, и когда статуя была помещена в новый реликвярий, который был несколько длиннее прежнего, ее ноги также немного удлинились. Тогда в 1841 г. произошло новое, поразительное чудо. Статуя была так установлена, что видеть ее профиль могли только стоявшие в первых рядах. Однажды, когда толпа устремила свои взоры на изображение Святой, статуя поворачивалось так, что всем были полностью видна большая часть тела. 
В мае 1892 г., статуя вновь изменила свое положение в присутствии всех паломников. Это потребовало должного исследования со стороны духовных властей. Другое чудо заключается в том, что время от времени количество крови, находящейся в сосуде, начинает увеличиваться, а сама она – сверкать. Например, одним из свидетелей этого чуда был Фрэнк-Пол О'Салливаном. 
Для людей малой веры все это было смешно, либо совершенно неправдоподобно, однако для нас, верующих, да исполнятся слова пророка Исайи: "И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его" (Ис. 66, 14).


Источник: http://www.stan-mta.ru