пятница, 16 декабря 2016 г.

Мария учит повиновения слову

Выразить согласие, быть послушным Слову – это значит проявить храбрость, принять вызов к борьбе за лучшее качество своей жизни. Это ведет за собой отказ от нашей склонности слушать только себя или слушать плоти, стремления которой сводятся лишь к временному утолению жажды. Человек по натуре корыстолюбив и ублажает свою плоть, ибо жизнь каждого из нас отражает искушения первобытного человека.

Жена стала слушать змея, а потом она увидела, что дерево хорошо для пищи. Она стала глухой на внутренний голос Слова любви Бога  /не ешьте, чтобы вам не умереть – см. Быт 3, 3/ и сосредоточилась на том, что преходящее. Она стала прислушиваться к тому, который под видом добра несет ложь: Если вкусите с дерева познания добра и зла, будете как боги. И таким образом, человек познал добро и зло, но в то же время попал под влияние результатов греха, о которых сатана не досказал, «промолчал». Неповиновение начинается там, где человек перестает слушать Бога и Его заповедей, а начинает ходить своими стезями. Начинается это, когда теряем внутреннюю интимную близость со словами Господа.

Этот грех проявляется в человеческой природе уже с ранних лет, когда ребенок отказывается слушать своих родителей в том, что хорошо. Настаивает на своем, нервничает, когда ему не дают того, что он хочет. По мере возрастания и созревания личности, грех неповиновения проявляется  и в отказе им достоинства вплоть до отвержения в своем поведении фундаментальной заповеди любви Бога и ближнего.

И именно в таком мире, который не повинуется Богу и сопротивляется Его помышлениям, продолжает существовать послушный Божьему Слову Остаток Израиля, среди которого рождается Мария. Не подлежащая закону греха, способная безошибочно различить голос Бога и дать Ему правильный ответ. Ее душа проникновенно чутка и всегда способна откликнуться на любой вид Божьего вдохновения. Она обнаруживает Его любовь и живет в Его присутствии. Всей душой заслушавшаяся в Слово Божье, умеет хорошо отличить, когда говорить Господь, когда человек, и когда – ангел Божий. В ней, преданной слушательнице Слова благоволит душа Господня. Она стала способной принять Бога-Слово /ср. Ин 1, 1/.

Мария в своем повиновении принять Воплощённое Слово не прекратила учиться Этому Слову, которое является Любовью. Все, что было произнесено в тишине сердца или же публично перед Иисусом, Она будет сохранять, вслушиваться и раздумывать в своем сердце, как это относится к Ее жизни и к жизни Ее Сына. Ни одно из этих слов не останется без ответа, даже если оно определяет сбывшееся: Елисавета сказала: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа /Лк 1, 43-45/. Мария, которая знает о присутствии Иисуса во чреве своем, продолжает вслушиваться – в ответ величает Господа великолепным гимном.

Любое событие из жизни Иисуса, Его повиновение воли Отца наставляет, чтобы слушаться. Мария воспринимает каждое пророческое слово, высказанное Симеоном в присутствии Святого Семейства. Она внемлет все, что относится к Ее Сыну: се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и все, что относится к Ней: и Тебе Самой оружие пройдет душу – да откроются помышления многих сердец /Лк 2, 34-35/. Она не разборчива и не внемлет только тому, что приятное. Она воспринимает и сохраняет в сердце Своем все слова сии. Она внемлет и созерцает в Своем сердце все слова, также и трудные, которые предрекают страдание. Она читает в знамениях и в событиях, которые сопровождали как Ее жизнь, так и жизнь Ее Сына. С помощью Святого Духа пыталась разгадать их значение и в ожидании подготовить себя на выполнение пророчества, когда настанет время и будет месть ему. Во всех своих деяниях Мария верна Слову и тому, что Оно предсказывает. Она исполнена свободы, благодаря чему всегда способна оставить созерцание, чтобы действовать согласно призванию.

Новое событие в жизни Иисуса, который будучи отроком, остался в храме, было для Нее следующим явлением Божьего помышления и свидетельством о Ее покорности, с которой Она принимает Слово. После того, как они нашли Иисуса в храме, на вопрос, исполненный материнской заботы и преданности, поставленный Ею от имени Иосифа и от себя: Чадо! Что Ты сделал с намі? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя /Лк 2, 48/ . Ее Сын ответил: Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? /Лк 2, 48/. Он пошел с ними и пришел в Назарет, а Мария сохраняла все слова сии в сердце Своем. Она не все до конца понимала, но училась воли Отца по отношению к Сыну Своему. По мере истечения времени Она все лучше умела читать ее по знамениям, которые сопровождали службу Иисуса. Мария принимает участие во всем, что происходит в кругу Ее Сына: в выборе учеников, проповедях, чудесах. И она не устает вслушиваться в Слово и принимает сердцем то, что Ей дано. Она слушает Слово с верой и принимает как дар его понимание, данное Ей под влиянием Святого Духа.

Мария сохраняла все слова сии в Своем сердце /ср. Лк 2, 19.51/. Благодаря этому она не устает проникновенно следить за тайной Божьего голоса, за Его волей. Выражение: да будет мне воля Твоя по слову Твоему отлично от выражения: что будет то будет. Так же само следует различить пассивность в поведении (Господь все сделает за меня) от активного творческого сотрудничества (Чего от меня ожидает Господь сейчас). Сохранение всего в Своем сердце является сотрудничеством Марии с волей Отца и со своим призванием.

Это сотрудничество Марии привело Ее под крест. Она встанет рядом с ним, и донесет в своем сердце по сию минуту все, что касалось Ее Сына. Под крестом уделом Марии стала скорбь по поводу верности слову. Выполнилось пророчество Симеона: И тебе Самой оружие пройдет душу – да откроются помышления многих сердец /Лк 2, 35/. Она не сопротивилась, когда Ее Сын отдал себя в жертву и согласилась стать ее соучастницей. В час смерти Иисуса Мария становится центром веры Церкви – именно в этот час плодоносным является то, что Мария сохраняла в Своем сердце дела Божии, Она постигла глубокую тайну Божьего Сына. Под крестом в тихом страдании в Ней первой возникает вера в Воскресение, которая окрепнет и подтвердится в день Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа, когда Она будет восклицать вместе с молодой Церковью: Иисус жив! Аллилуя!

Воплощение Божьего Слова осуществилось благодаря сотрудничеству Марии. В своих планах и намерениях Господь ожидает от нас также сотрудничества наподобие Марии. Он призывает нас к состраданию вместе с Иисусом ради спасения мира, по образу Марии /См. Екк 1, 24/. Слово Божье требует нашего сотрудничества, как зерно брошенное в землю нуждается в хорошей почве, чтобы произрастать /см. Мф 13, 3-2/. Ибо Господь открывает нам Свою тайну не сразу, чтобы мы подготовились к более полному соединению с Ним. Постепенно открывает нам также Свои намерения, воспитывает нас к выполнению намеченных им заданий – учит не только выполнять Его волю, но также сделать все во-время по Его плану и по Его способу, ничем не пренебрегая и ничего не ускоряя. И точно этому учит нас Мария своим «Фиат» - да будет мне слову Твоему, как Ты сам, верный Господь, хочешь.

Научить человека повиновения Слову, значит направить его на путь обращения сердца к Господу и помочь ему сделать открытие, что только Господь спасает и только Он имеет власть прощать нам грехи наши. Мария – как Жена выполняющая в жизни Слово Господне и как Мать заботившаяся о своих детях приходит нам на помощь и указывает на Иисуса. Она наравне заботится о каждом христианине и о каждом избранном Господом ученике. Своим примером Она учит, как слушать и воспринимать Слово бдительным сердцем. Она молится за нас перед Сыном и выпрашивает для нас духа покорности. Затем указывает на Иисуса и призывает, чтобы мы слушали Его, чтобы ничего из этого, что исходит из уст Господних, не упустили, так как каждое Его Слово богато милостью. Мария обличает не только нас самих в правде, призывая к обращению, но указывает нам Того Милосердного Бога, который возлюбил человека грешника. Она учит нас слушать слово в присутствии Того, который есть Слово, и который вместе с Отцом посылает в наши сердца Духа Правды, от которого исходит всякое понимание.
[…]

Сотрудничество Марии со Словом Божьим имеет свое начало в Ее близкой связи со Святым Духом. Она была Его святилищем и с самого начала Он формировал Ее. Перед днем Пятидесятницы: Мы видим Марию, призывающую мольбой вместе с апостолами Святого Духа, который в день Благовещения взял Ее под свой покров /ср. догматическая конституция о Церкви, 59). Следует различить разовое вмешательство Святого Духа, которое привело к зачатию Иисуса в Ее чреве, и постоянное Его действие, которое позволило выполнить Ей миссию матери Бога. Если человек не ставит преград Святому Духу и откровенно принимает Его, то может творить чудеса. Иоанна Павел II, который всей душой ратует за новую евангелизацию, сказал: Я не перестаю доверять Святому Духу. Тот, который заложил в нас начало – завершит. Вы не мешайте Ему, а будьте послушны, поскольку все мы призваны становиться сотрудниками Бога (Варшава, 9 июня 1991 г.). Духа не угашайте! /1 Фес 5, 19/ призывал также Фессалоникийцев св. Павел. Дело Бога – Его дело, но никто за нас не сделает того, что от нас ожидается. Ибо многие начинают даже с большим рвением, но мало кому хватает выдержки до конца; а ведь претерпевший же до конца спасется.


Отрывок из книги
«С Марией в жизнь в Святом Духе».
Автор: Юзеф Козловский.
Лодзь 2008.
Глава 3, стр. 23-28.