пятница, 17 мая 2013 г.

Скапулярий святого Михаила

В Католической Церкви существует как минимум полтора десятка официально утвержденных (и гораздо больше – пока не утвержденных) малых скапуляриев – малых подобий монашеского облачения, которые верующие носят в знак особого почитания того или иного образа, входящего в католический культ, а часто – и принадлежности к соответствующему братству, связанному общими обетами. Выглядит скапулярий как два небольших лоскута ткани определенного цвета, соединенных двумя лентами или шнурами, носимых один на груди, а другой – на спине и часто снабженных теми или иными изображениями. “Облачение” в скапулярий производит уполномоченный священник. Со многими скапуляриями связаны также специальные индульгенции.

Скапулярий святого Михаила появился при понтификате бл. Пия IX (1846-1878), который его благословил, но формально утвержден был лишь при его преемнике – Папе Льве XIII. В 1878 г. при церкви св. Евстахия в Риме было основано братство во имя св. Михаила Архангела; на следующий год такое же братство появилось и при церкви Сант’ Анджело. В 1880 г. оно было возведено Львом XIII в ранг архибратства (то есть такого братства, которое имеет право принимать в свой состав другие ассоциации аналогичного характера и разделять с ними положенные ему привилегии и индульгенции) и получило название Архибратства скапулярия св. Михаила. Формула благословения скапулярия и облачения в него была утверждена Конгрегацией обрядов 23 августа 1883 г. и включена в Римский ритуал.

По своему внешнему виду скапулярий святого Михаила отличается от других, поскольку его лоскуты имеют форму щита. Один из них имеет синий цвет, другой – черный; соединяющие их ленты также одна синяя, другая черная. На обоих лоскутах изображается св. Михаил Архангел, убивающий змия, и наносится надпись “Quis ut Deus”.

Позднее появился также и стал весьма популярен коричневый скапулярий святого Михаила (объединяющий в себе традиции скапуляриев св. Михаила и Кармельского, имеющего коричневый цвет). Несмотря на свое название, он светло-зеленый, но оторочен по краям коричневой тканью и крепится на коричневых же шнурах. Оба его лоскута имеют обычную прямоугольную форму; на одном из них вышивается или наносится иным способом тот же образ св. Михаила, убивающего змия, с девизом “Quis ut Deus”, а на другом – фиолетовый щит с греческой монограммой имени Христа (Hi-Ro), увенчанный короной, и надпись “In hoc signo vinces” (“Сим знаком победишь”) на латинском или народном языке – слова, связанные со знамением, бывшим императору Константину Великому, которому, согласно преданию, помогал в воинских трудах св. Михаил. С этим скапулярием связаны те же обязанности, привилегии и индульгенции, что и коричневым карельским скапулярием. Существуют также промежуточные формы между черно-синим и коричневым скапуляриями (например, коричневый в форме щита).