Мария дает нам наглядный образец того, как принимать дар спасения и жить этим даром. Наглядным примером этого являются три события из Ее жизни: когда после Благовещения говорит «фиат», когда стоит у креста и когда ожидает сошествия Духа Святого вместе с рождающейся Церковью. Имеется еще одно событие, описанное в Благой Вести, в котором мы видим Марию – Жену, которая без оговорок соглашалась с Божией волей спасения: И пришли Матерь и Братия Его, и стоя вне дома послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот Матерь Твоя и Братия Твои и Сестры Твои, вне дома спрашивают Тебя. И отвечал им: кто Матерь Моя и Братия Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра, и матерь /Мк 3, 31-35/. Это высказывание Иисуса часто толковали строгим по отношению к Марии. А я думаю, что в этой мысли Христа как раз напротив, нет строгости. Мария была Ему дважды Матерью: раз – когда носила Его под сердцем и кормила молоком, два – была Ему особо близкой, ибо слушала и выполняла Слово Божье.
Мария всегда была верна тому, что было Ей дано или объявлено в Слове. Будучи Матерью, Она учит нас выполнять волю Божию.[…] Посмотрим на Нее в Назарете: после событий при Вифлеемских яслях Мария взяла на себя будни материнской жизни. Тогда имя Иисуса не было так известно, все проходило «обыденно», ибо Иисус жил, не отличаясь от других и придал значение медленному процессу человеческого созревания: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. И в этом человеческом возрастании с материнской верностью участвовала Мария 30 лт! – ибо этого в данном отрезке времени ожидал от Нее Бог.
Созерцание Марии опять рождает в нас желание услышать те слова, которые пробудят в нас волю делать то, чего от нас ожидает Христос. Берегись своих прихотей и старайся увидеть в свете Евангелия, и услышать на молитве, в действии Святого Духа в твоей душе, то, что Иисус хочет сказать тебе в данный момент. Окажи верность той милости, которая дана тебе, окажи верность харизмату, милости призвания, милости своего положения, своей службе в общине или в обществе. И особенно тогда, когда трудно быть верным или же верность поддается испытанию. Мария встает рядом с нами, как верная Дева, ободряет, сопровождает, молится за нас, покровительствует, представляя Сыну.
Так что Мария – неразлучная спутница и соратница на пути верности Слову Божьему и на пути духовного распознания, целью которого является находить и выполнять Божию Волю, чтобы больше любить Иисуса и больше Ему подражать. Мария – Жена, которая в начале своего избрания прибегает к духовному распознанию: как будет это? /ср. Лк 1, 34б/. И мы обязаны поставить этот вопрос: Господи, как будет это, от какого духа происходит эта мысль…? И в этом распознании на путях веры соратует Мария. Если кто-нибудь не обнаружил присутствия Марии, то это не значит, что Она отсутствует – иногда Она просто не замечена! Она присутствует в жизни каждого из нас так же, как присутствовала в развитии Иисуса – преданная, верная, сопровождавашая, молящаяся, живущая в Святом Духе. Она рядом с нами – Дева – соратница в борьбе со злом.
Если человек живет во тьме греха, то не борется со злом, а поддается ему. А если вступает в бой, то из-за денег, либо борется с другими, но не борется за то, что дает жизнь вечную. Если вступает в сражение за власть собственного «я», чтобы владеть другими, то сотрудничает с тем, во власти которого находится – с сатаной. Ибо до сих пор злой дух полностью владеет жизнью этого человека.
Духовная борьба за вечную жизнь начинается тогда, когда человек принимает милость обращения. Это равнозначно с безгрешной жизнью, жизнью Божьего Сына. Распознание духовных волнений на этом этапе обращения представляется более широко в книге «Распознание в вере».
Любая форма распространения добрая, влечение духа к добру вызывает ненависть злого духа. Наш обвинитель перед Богом не упускает малейшего случая в борьбе против нашего спасения: И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий с неба: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них перед Богом нашим день и ночь /Откр 12, 9-10/.
Поэтому так важно, чтобы каждый из учеников Христа хорошо отдавал себе отчет в том, с чем имеет дело на путях спасения. […] Лицо, которое обращается с просьбой о дары Святого Духа, получает щит веры и меч духовный: А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрела лукавого; и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых /Еф 6, 16-18/. Бог вооружил человека к духовной борьбе и не оставил без помощи. При нем Мария, которая первой согласилась принять милость Святого Духа. Она, не подлежав закону греха, своей невинностью и покорностью уничтожает диавольские дела. […] Ее покорность заставляет демонов улетучиваться. Поэтому сатана ненавидит покорности, ибо ею побеждается его спесь. Так же сама ненавидит Христовый крест, ибо на нем покорный слуга Яхвэ /см. Ис 42, 19. 53, 11-12/ победил того, который держал власть над смертью и вгонял человечество в вечный ад. Поэтому, кто перекреститься с верой, тот уничтожит спесь неприятеля. Те, кто доверились Марии и через Нее постигают единство с Господом, сбережены от зла: Так где пребывает Мария, там нет злого духа, и поэтому верным доказательством того, что тобой управляет дух света, является преданное почитание Марии, частое размышление о Ней и говорение. Святой Герман из Константинополя говорит, что если дыхание является надежным знамением того, что человек не умер, то частое размышление о Марии и призывание Ее любящим сердцем является доказательством того, что душа не умерла от греха /св. Людовик де Монфор, Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии, 166/. Она, которая поразила змея в голову /ср. Быт 3, 15/, живет по Божиему Духу и, благодатная, приходит на помощь с заботой о нашей жизни во Святом Духе. Человек, который открыл сердце для Святого Духа, открыт также для козней лукавого, который пытается ослабить дружескую связь души с Иисусом. И это имеет место, когда мы полагаемся на самих себя и обращаемся к прежнему стилю жизни. Доверие теряется, когда мы не слушаем вдохновений Святого Духа и позволяем злу проникать в нас. И тогда любовь к Иисусу стынет, и мы пренебрегаем ею.
Иисус, Добрый Пастырь, верный своему завету, признанный когда-то Господом и Спасителем, не оставит сейчас своего ученика в положении отступления, но ожидает повторного обращения и прежнего усердия: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение /ср 2 Тим 1, 6/. Иисус ищет человека в его затерянности, чтобы опять привести его к истокам жизни. Мария, Мать грешников, участвует в повторном обращении. Активно сотрудничает с Иисусом, чтобы затерявшихся опять привести к истокам жизни – к Иисусу. Она приходит на помощь своим ходатайством у Сына. Она желает видеть нас людьми мира, а не внутреннего раздора и двуличия. Она ведет к примирению в общине Церкви в таинстве покаяния, источнике повторного рождения.
Отрывок из книги
«С Марией в жизнь в Святом Духе».
Автор: Юзеф Козловский.
Автор: Юзеф Козловский.
Лодзь 2008.
Глава 7, стр. 55-58.
Глава 7, стр. 55-58.