вторник, 13 декабря 2016 г.

Мать, которая учит доверяться Богу

Созерцание жизни Марии помогает нам открыть, в чем суть доверия Богу! […]

Так давайте пойдем еще раз в школу Марии, в Назарет, чтобы научиться от Доброй Матери доверяться Богу. И если мы проследим в Священном Писании историю спасения, начиная с первого творческого диалога Бога с человеком, потом с Авраамом, Моисеем, Избранным Народом и, наконец, пришествие Спасителя и Святого Духа и возникновение Церкви – то для нас очевидной станет Божия педагогика. Обнаружим, что Бог явится не сразу. Сначала – незнакомый, таинственный, вызывающий страх и опасения, постепенно позволяет открыть, что Он справедлив, милосерден, доброжелателен, близок, и, наконец, присутствующий среди нас в лице Эммануила, Бога с нами, а еще больше – Бога в нас: Имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом /ср. Еф 2, 22/; (…) живет во мне Христос /ср. Гал 2, 20/.

Каждого из нас Бог приглашает, чтобы мы открыли Его именно таким образом. Он хочет быть Другом, Отцом и Жизнию всех людей /ср. Ин 10, 10). Хочет с каждым поделиться Собой, Своей любовью и общением. Но Он никому не навязывает своих желаний, намерений и даров. Он бдителен и с уважением соблюдает диалог и свободу. Поэтому Он сам готовит человека к единству с Собой Так, чтобы единство было плодом сотрудничества и доверия. Но Он – всему Начало, зачинатель всякого добра. И так было с самого начала. Бог открывал свой план перед человеком, благословлял и одарял. От человека ожидал полного доверия, терпения и послушания. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь /Быт 2, 1-17/. Мы знаем, что человек пренебрег Словом Божиим – а в душе пожелал стать наравне с Богом, но без Бога, вне Его! Эта кощунственная мысль пришла извне, от сатаны /см. Быт 3/, который намного раньше, будучи чистым духом, отказал в послушании своему Творцу и с тех пор стал демоном, исполненным ненавистью, как к самому Богу, так и ко всему, что Божие. И Женщина, Ева приняла в себя эту мысль и пожелала ее осуществить. Она протянула руку за этим плодом, поправ тем самым закон дружбы, послушания и доверия Богу. И это стало чреватым последствиями, от которых страдали первые родители, а через них – все человечество. Желание быть наравне с Богом, но без Бога и жить вне Бога с тех пор станет роковым для людей. И никто из нас не избежит этого искушения, ни я, ни ты.

Но в то же время, Бог богатый милосердием и любовью начинает спасительный диалог: ищет верных слуг, чтобы посредством Мессии поставить свой завет с людьми. Уже последний завет, а кто не примет его, тот сам себя навеки подвергнет осуждению!

Вот Назарет, другая молодая жена – Мария, которая знает историю спасения и вместе со всеми, тоскуя, ждет пришествия Мессии. Но в отличие от Евы, Мария всей душой, мыслью и жизнью /Слушай, Израиль: Бог наш Господь един есть. И любви Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими – Втор 6, 4-5)/ сплотилась с Божиим словом всеми своими девичьими силами: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою /Лк 1, 28/. Она безоговорочно поверила действующей в Ней благодати и Слову благовещения и Господь дарит Ей Своего Сына /ср. Лк 1, 31-32). Она станет Матерью Бога – вот результат доверия Богу.

В таинстве Назарета Божий Сын при участии Святого Духа снисходит во чрево Непорочной Девы! /см. Лк 1, 35; Ин 3, 13/ - И не только Бог дал своего Сына, но еще и сам Сын дает себя Марии. Благодаря этому доверению, Мария стала Дорогой для Господа Искупителя, Дорогой Бога к человечеству: Пришел к своим (…) И Слово стало плотью, и обитало с нами. /ср. Ин 1, 14/. Здесь само явление Бога достигает своего пика! Бог приходит в теле человеческом, становится человеком, чтобы открыть свой истинный лик и одновременно искупить все человечество и поставить свой Новый Завет кровью своей. Завет не на каменных Скрижалях высеченный, но запечатленный Святым Духом в человеческих сердцах: И дам вам сердце новое и дух новый дам вам и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях моих и уставы мои будете соблюдать и выполнять /Иез 36, 26-27/. Истинно Господь является Любовью /ср. 1 Ин, 4, 16/.

Мария – Мать доверия родила в Вифлеемском вертепе Младенца. Но на этом не завершается Ее доверение! В вере Она по-прежнему слушала, слагая в своем сердце то слово, в котором так прозрачно (образом, которые превосходит все знание) становилось само явление живого Бога. Так, что Мать стала первой ученицей своего Сына, к которой, казалось бы, Он направлял эти слова: «Последуй за мной», даже раньше, чем произнес их апостолам или кому-нибудь другому /ср. Ин 1, 43/ /ср. Иоанн Павел Второй, Редемпторис Матер, 20/.

Итак, Мать указала нам, в чем состоит сущность доверия. Она учит нас, что довериться Богу – это последовать Ее Сыну, последовать Слову Бога. Для этого недостаточно поверить и недостаточно размышлять на молитве – надо последовать! Последовать слову Иисуса, и делать то, что велит Он. Брак в Кане Галилейской – большой знак, который раскрывает значение этого доверия: Что скажет Он вам, то сделайте /Ин 2, 5/, в результате чего вода превратилась в лучшее вино. Чудо превращения воды в вино является символическим образом нашего превращения и присутствия Святого Духа – вина любви в наших сердцах. И с этой же молитвой: вина нет у них /ср. Ин 2, 3/ Мария в той же динамике доверия, идет в иерусалимский Вечерник, где после смерти Сын вместе с учениками начинает молитву бдительности: Все они единодушно пребывали в молитве с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса и с братьями Его.

День Пятидесятницы, радость молодого вина – это и есть радость Святого Духа, который наполняет человеческие сердца согласно обещанию Иисуса /ср. Деян 1, 5-8/ и пророчеству Иезекиеля /ср. Иез 36, 26-27/. Выполнение в послушании Слова Иисуса выдает плоды: свершилось ожидание Матери и ожидание молодой Церкви – Святой Дух снизошел! Радость Утешителя стала уделом всех, настало время свидетельства и новой евангелизации, чтобы разлить это «молодое вино» на край света. Динамика доверия, которому обучает нас Бог, ставя в пример Марию, не закончилось в тот день Пятидесятницы. Этот день продолжается по сегодняшний день и не закончится, пока существует земля. Продолжается также молитва Матери, которая обучает все новые поколения и сегодня учит нас, как доверяться: Не бойтесь довериться Иисусу, что скажет Он вам, то сделайте, слушайте Его голос, чтобы могли радоваться радостью жизни в Святом Духе.
[…]

Мария, покорная раба Дарителя жизни, принимает служение Бога всему человечеству. Принимает и в душе признает службу Господа, соучаствуя в Его службе. Итак, кто призван Иисусом быть Его слугой, тот в первую очередь должен позволить Иисусу услужить себе /ср. Ин 13, 1-20/ и безоговорочно во всем довериться Ему. И тогда благословение станет уделом жизни человека, и все его дела будут хорошими, ибо не он все делает, а Дух Отца, который в нем пребывает. И жизнь христианина отражает глубокое сознание того, что значит довериться Иисусу.

В Марии, Матери доверия, исключено колебание: и да и нет, она исполнена постоянством Своего «Фиат». И все, что Она делает, в чем участвует, является положительным ответом, согласованным с первичным «да» на Слово, которое стало Телом. В доверии Марии нет расщелина для зла. Нет места на зазнайство, ни злоупотребление свое власти над другими. Ее власть не в стремлении подчинить себе людей, а в духовной службе каждому человеку, так как это делала по отношению к Иисусу. Наставляя, обращает внимание на закон доверия в душе, основанный на любви к Богу. В любви Бога, выраженной в Иисусе, становимся соучастниками доверия Марии. Она же не старается обратить внимание на себя, но указывает на Сына, даже тогда, когда молчит.


Отрывок из книги
«С Марией в жизнь в Святом Духе».
Автор: Юзеф Козловский.
Лодзь 2008.
Глава 5, стр. 38-43.