Житие святого апостола евангелиста Иоанна Богослова
(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз))
Святой
апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаситель назвал "Сыном
Громовым", был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Согласно
православному преданию, Саломия была дочерью от первого брака святому
Иосифу Обручнику. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу
племянником.
Святой Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым
сердцем. Его называли "возлюбленным учеником" Господа. Он принадлежал к
числу троих ближайших учеников Христа и был свидетелем явления
Божественной Силы Господа, которую Он открывал лишь немногим избранным.
Так, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери
Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в
Гефсиманском саду. Когда Господь на Тайной вечере сказал ученикам о
скором предательстве, именно святой апостол Иоанн, который "возлежал у
груди Иисуса", осмелился спросить, кто из них предаст Его. Когда
Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял
вместе с Богородицей у Креста. Иисус, видя, как он скорбит, сказал:
"Жено, се сын Твой!", а Иоанну: "Се Матерь твоя!" После смерти,
воскресения и вознесения Христа Иоанн взял Матерь Божию в свой дом и
не уходил из Иерусалима на проповедь до самого Ее Успения.
Когда ученики бросали жребий, чтобы определить, кому в какие земли идти
для проповеди Евангелия, Иоанну досталась Малая Азия. Согласно житию
святого апостола Иоанна, принятому в Греции, он принял свой жребий с
тяжелым сердцем, поскольку испытывал страх перед смертельными
опасностями морского путешествия, которые, как он предвидел, ожидали
его. Упав на колени перед апостолами, он признался в своем малодушии.
Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иерусалима, вознести
Господу молитву о прощении святого Иоанна. Иаков так и сделал, после
чего все с миром разошлись.
Когда настало время апостолам отправляться на проповедь, Иоанн остался в
Иерусалиме с Божией Матерью и прожил там до Ее Успения, то есть
приблизительно до 50 года. Потом он отплыл в Ефес вместе с Прохором,
одним из первых семи диаконов, который стал и его первым агиографом.
Как и предвидел Иоанн за много лет до того, они почти сразу же попали в
кораблекрушение. Через несколько часов после отплытия поднялся страшный
шторм, и корабль пошел ко дну. Все сорок три человека, находившихся на
борту, добрались до берега, держась за обломки судна. И только святой
Иоанн пропал без вести. Прохор, скорбя, отправился в Ефес пешком.
Спустя сорок дней, стоя у моря недалеко от Мариотиса, Прохор к своему
великому изумлению увидел, как о берег разбилась огромная волна и
вынесла апостола Иоанна, после чего они продолжили путь в Ефес.
Согласно традиционной версии жития святого Иоанна, их первым испытанием
в Ефесе стала встреча со злонравной женщиной по имени Романа. Она
страдала чрезмерной полнотой и обладала большей физической силой, нежели
все окружавшие ее мужчины. Романа управляла общественными банями,
владельцем которых был местный начальник по имени Диоскорид. Встретив
Иоанна и Прохора, она предложила им работу — топить огонь в
бане и таскать воду за еду, кров и небольшую плату. Они согласились, и
она поставила их работать, но скоро начала притеснять и даже бить
святого Иоанна. Так продолжалось много дней, и в конце концов Романе
пришла в голову мысль предъявить права на Иоанна и Прохора, объявив их
своими беглыми рабами. Ей удалось убедить местного судью в
обоснованности своих претензий, и он выдал ей бумаги на право владения
этими двумя людьми.
Фундамент купальни был заложен на месте принесения жертв, и потому в
них устроили свое жилище бесы. Там умирали юноши и девушки, и однажды,
когда туда зашел единственный сын Диос-корида Домн, бесы задушили его.
Диоскорид, узнав об этом, умер от этого неожиданного горестного
известия. Романа очень сильно скорбела. Она пришла к Апостолу и стала
умолять его о помощи, Святой Иоанн помолился Господу, и Домн воскрес.
Потом они отправились в дом его отца, святой Иоанн помолился над ним, и
он тоже восстал из мертвых. Романа глубоко раскаялась в жестоком
обращении с апостолом Иоанном, и он крестил ее вместе с Диоскоридом и
Домном. Они стали первыми христианами Ефеса.
После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды,
Апостол Иоанн присоединился к толпе пирующих и, стоя на постаменте
статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная
толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия
покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя.
Нападавшие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания
Апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не
диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к
небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И
вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины
вырвалась огромная, мощная струя пара. Из присутствовавших двести
человек упали замертво от страха. После того как землетрясение
прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они
восстали из мертвых, после чего сотни ефесян приняли крещение.
Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы
поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя
все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу, А тем
временем известие о разрушении храма дошло до императора Домициана (81
—96 гг.). Императору доложили, что некий колдун поверг в прах главный
храм Ефеса. Он приказал схватить апостола Иоанна и, заковав в цепи,
привести к нему. Домициан и раньше устраивал гонения на христиан, и
когда к нему привели апостола Иоанна, император повелел сначала бить
его, а потом казнить. Господь защитил Своего избранника, и яд, который
его заставили выпить, не подействовал. Тогда его бросили в котел с
кипящим маслом, но и тут Апостол остался невредим. Император решил, что
апостол Иоанн бессмертен, и сослал его на остров Патмос.
Апостола заковали в цепи и посадили на корабль вместе с его учеником
Прохором. Перепуганные стражники шептались между собой: "За ним надо
следить вовсю — он колдун и творит ужасные дела". На пути к Патмосу
один из них упал за борт. На корабле находился отец этого стражника. Он
очень горевал, и с ним скорбела вся команда. Считая Иоанна колдуном, они
обратились к нему за помощью. Он спросил их, каким богам они
поклоняются. Они стали называть имена своих многочисленных богов, а он
вопрошал их, как в этом сонме богов не нашлось ни одного, кто мог бы
спасти их товарища. Иоанна отвели к тому борту корабля, с которого упал
стражник, и Апостол, воздев руки к небу, стал просить Господа спасти
утонувшего. Внезапно из глубины моря начали извергаться волны горячей
воды, и одна из волн, ударив о палубу, вынесла к ногам Апостола смытого
за борт молодого стражника. Он был жив. В дальнейшем, по молитвам
апостола Иоанна утих сильный шторм, команда, изнывавшая от жажды,
получила свежую воду, и получил исцеление человек, больной дизентерией.
Стражники и команда хотели освободить апостола Иоанна, но тот сказал:
"Нет, чада мои, это неправильно, вы должны доставить меня туда, куда вам
велели, чтобы император не наказал вас". Когда они приплыли на Патмос,
к городу под названием Флора, стражники передали апостола Иоанна и
Прохора правителю города, но при этом просили Иоанна позволить им
остаться вместе с ним на Патмосе. В течение десяти дней Апостол
наставлял их в вере, потом благословил, крестил и отослал их с миром.
Во Флоре апостола Иоанна и Прохора поселили в доме у богатого человека
по имени Мирон, тестя правителя острова Лаврентия. Сын Мирона Аполлонид
был одержим бесовским духом прорицания, и когда Иоанн с Прохором вошли в
дом, он убежал в пустыню. Встревоженные родители решили, что Апостол
навел на него чары, а потом сам юноша по внушению диавола прислал им
письмо, в котором утверждал, что так оно и было. Они привели апостола
Иоанна к правителю, а тот посадил его в темницу. Апостол Иоанн попросил
дать ему возможность послать Аполлониду письмо, и правитель
согласился, надеясь, что письмо "колдуна" снимет с юноши чары. Иоанн
написал: "Повелеваю тебе именем Иисуса Христа оставить этот образ Божий и
отныне никогда не входить ни в одного человека. Покинь этот остров и
навсегда оставайся в пустыне". Как только письмо передали юноше, бес
вышел из него, и юноша вернулся домой. Аполлонид рассказал своим
домашним долгую историю своей одержимости. Вся семья крестилась, а также
дочь и внук Мирона (то есть жена и сын правителя). Сам правитель стал
христианином после того, как оставил службу.
По молитвам апостола Иоанна люди исцелялись от телесных и душевных
недугов, бесплодные женщины получали способность к деторождению,
неверующие обретали веру. Храмы Аполлона и Диониса на Патмосе
рассыпались в прах, как только Апостол начал молиться. Большую часть
времени прожитого в изгнании он провел, убеждая людей оставить тщету
язычества и обратить взоры ко Христу.
В то время на Патмосе жил волхв по имени Кинопс (в переводе с
греческого это означает "собачье лицо"), который годами скитался по
пустынным местам, пророчествовал, общаясь с бесами. Многие жители
острова считали его высшим существом, и после того, как Иоанн разрушил
храм Аполлона, жрец этого храма пошел к Кинопсу, чтобы уговорить его
прийти в город и отомстить Апостолу. Волхв не пожелал покинуть свою
пустыню, но пообещал послать демона, поручив ему схватить душу Иоанна, и
принести ее ему. Иоанн же, издалека увидев приближающегося демона,
связал его своим словом и изверг во тьму внешнюю. Кинопс послал еще
одного беса, но и тот не вернулся. Наконец, волхв отправил к Иоанну двух
бесов, чтобы один напал на Святого, а второй сообщил хозяину о судьбе
первого. Иоанн снова изверг беса, и когда Кинопс узнал от второго, что
произошло, то сам отправился в город показать людям свою силу и
уничтожить Иоанна. Разъяренный волхв заставил жителей поверить, что ему
удалось воскресить троих умерших горожан: перед взорами толпы предстали
призраки в виде тех усопших, после чего все восславили Кинопса. Волхв
стал похваляться своей властью перед апостолом Иоанном, но Апостол
спокойно ответил: "Все твои знамения скоро превратятся в ничто," и
призраки исчезли. Родственники и друзья усопших подумали, что воскресшие
снова ушли в страну смерти, и в ярости накинулись на Иоанна. Его избили
и бросили, решив, что он мертв. В ту ночь Прохор и Мирон, придя за его
телом, увидели, что он не только жив, но стоит, преклонив колена, на
молитве на том самом месте, где его избивали.
Вскоре после того Кинопс снова подошел к нему на берегу моря и, негодуя
на то, что он продолжает проповедовать, закричал, что посрамит его.
Волхв приказал народу: "Возьмите его и не отпускайте ни его, ни
остальных, пока я не возвращусь в славе". Потом прыгнул в море и исчез
из виду. Когда он скрылся в волнах, Иоанн простер крестообразно руки и
помолился о том, чтобы Кинопс, этот великий обманщик, навсегда остался в
морской бездне и чтобы никто больше не увидел его среди живых. Иоанн
окончил молиться, и в то же мгновение послышался страшный удар грома,
море взволновалось, но Кинопс не появлялся. Тогда родственники тех троих
усопших опять попытались убить Иоанна, крича, что он колдовством
заставил Кинопса и их родных исчезнуть. Однако все остальные в толпе
настаивали, что надо дождаться возвращения волхва.
Народ ждал на берегу три дня и три ночи, не решаясь разойтись,
поскольку волхв велел им оставаться на том месте. Люди тяжко страдали от
палящего солнца, голода и жажды, и, в конце концов, у них умерли трое
маленьких детей. Опечаленный тем, с какой легкостью они поддались на
обман, и скорбя об ожесточении их сердец, Иоанн молился Господу об их
спасении, прося их разойтись по домам и поесть. Властью Христовой он
воскресил умерших детей, и люди, осознав, что волхв обманул их, упали к
ногам Апостола, называя его учителем. Иоанн возвратился домой вместе с
Мироном и на следующий день успокоил народ, обратился к нему с
увещеванием и многих крестил. За время пребывания Иоанна на Патмосе
почти все жители острова обратились ко Христу.
В 96 году император Домициан пал от рук убийц, на римский трон взошел
император Нерва (96—98 гг.), который не желал ни препятствовать
распространению Христианского учения, ни преследовать самих христиан.
Получив благоприятные сведения об Иоанне, новый император и римский
сенат аннулировали приговор Домициана и освободили Иоанна. Получив
свободу, Иоанн сподобился видения, в котором Господь сказал ему, что
настало время вернуться в Ефес, и они с Прохором приготовились к
отплытию. Однако христиане Патмоса никак не хотели отпускать их и, как
сказано в житии святого Иоанна, записанном Прохором, просили его
оставить им письменное изложение Христианской веры, чтобы им не
отклоняться от истинного учения.
Иоанна растрогала эта просьба. Они с Прохором, взойдя на пустынный
холм и наложив на себя пост, стали молиться. На третий день Иоанн послал
Прохора в город за чернилами и бумагой и велел вернуться через два дня.
Когда Прохор возвратился, Апостол попросил его встать справа от себя.
Внезапно раздался раскат грома, засверкала молния, задрожала земля.
Прохор в страхе упал на землю, но Иоанн поднял его, сказав: "Сядь у
меня по правую сторону". После этого он продолжил молитву и велел
записывать его слова. Он стоял, глядя в небо, а потом отверз уста и
заговорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог..." Так начинается Евангелие от Иоанна. Прохор пишет, что они
провели тогда на холме два дня. Вернувшись в город, Прохор переписал все
эти святые слова, чтобы оставить одну копию на Патмосе, а вторую отдать
Иоанну, отправлявшемуся в Ефес.
Священное Предание и церковные писатели первых веков — святой Климент
Александрийский, Ориген, святой Ириней и Евсе-вий — утверждают, что
Апокалипсис, последняя книга канонического Священного Писания, также
была написана святым Иоанном на острове Патмос, и что в роли писца и на
этот раз выступал Прохор. Удалившись в уединенную пещеру, апостол Иоанн
сначала прожил там десять дней с Прохором, а потом десять дней один, в
посте и молитве. Ему был глас с небес, который сказал, что придется
подождать последние десять дней, и тогда он получит откровение от Бога.
Когда вернулся Прохор, Иоанн начал диктовать великое и таинственное
откровение Апокалипсиса, символически описывающее события, которые
должны произойти в конце времен. Та патмосская пещера, в которой Апостол
получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря
Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. В этой
пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась
голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке
пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся
"громкий голос, как бы трубный", возвещавший откровение.
Вот как начинается Апокалипсис:"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в
терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово
Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и
слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я
есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и
пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в
Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию".
1, 9-11
Апостол продиктовал текст, полный предзнаменований и тайн, обозначенных
лишь намеками и до конца известных только Богу, и закончил его
следующими словами: "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в
церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И
Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий
пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...)
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди,
Господи Иисусе!"
22, 16-17 и 20
Апокалипсис — это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и
образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на
православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в
годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют
веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго
Пришествия Христова. Среди книг Нового Завета есть также три послания
святого Иоанна Богослова.
Апостол возвратился в Ефес и снова остановился в доме Домна, юноши,
который воскрес из мертвых по его молитве. Его отец, Диоскорид, к тому
времени уже умер, но сам Домн радушно принимал Святого у себя в Ефесе до
конца его дней. Путешествуя по городам Малой Азии, апостол Иоанн
продолжал учить и крестить народ во имя Господа Иисуса Христа. Святой
Климент Александрийский († 217) в проповеди под названием "Богач в
поисках вечной жизни" рассказывает одну особенно трогательную историю, в
которой видна пастырская любовь апостола Иоанна к своему словесному
стаду. По возвращении в Ефес Иоанн встретил красивого молодого
человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных
предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, поручив
ему обучить юношу основам веры, а сам отправился дальше. Эта история,
известная под названием "Святой Иоанн и разбойник", имеет следующее
продолжение:
А потом случилось так, что некие праздные и беспутные юноши, познавшие
зло, развратили этого новообращенного христианина и увели его от
епископа, потратив ради него много денег на развлечения, и вскоре они
уже бесчинствовали на большой дороге. Юноша ушел с ними... и со временем
стал у них главарем, самым жестоким и кровавым из всех.
Прошли годы, и вот как то раз пресвитеры той церкви позвали к себе
апостола Иоанна, чтобы обсудить с ним церковные дела. В конце беседы
Апостол сказал Епископу: "А теперь прошу тебя вернуть мне то сокровище,
которое Спаситель и я поручили твоим заботам". Епископ смутился. Он
подумал, что святой Иоанн говорит о каких-то вверенных ему деньгах, но
не мог вспомнить, и в то же время не мог не верить словам Апостола.
Тогда Иоанн сказал: "Я прошу вернуть мне того молодого человека,
которого оставил на тебя". Старенький Епископ с плачем и стенаниями
ответил: "Тот юноша мертв". Иоанн спросил: "Как он умер"? "Он умер для
Бога", — сказал Епископ, — "он погрузился во зло. Стал разбойником и
живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка
разбойников".
Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и
выкрикивать: "Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне
лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему".
Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У
разбойников на горе были выставлены посты, и как только Иоанн появился в
поле их зрения, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у
них не просил, лишь сказал: "Отведите меня к вашему главарю. Я пришел
повидаться с ним". Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев
Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему
вслед: "Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не
вооружен? Не страшись ничего! Ты еще можешь войти в вечную жизнь! Я
возьму все твои грехи на себя пред Христом! Если нужно, я умру за тебя,
как Господь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!"
Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и
горько плача, и Иоанн со слезами обнял его.
Последние годы своей жизни апостол Иоанн провел в строгом воздержании,
питаясь только хлебом и водой и одеваясь в очень простые одежды. Когда
он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог
говорить долгих проповедей, поэтому наставлял только местных епископов,
чтобы помочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины.
Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: "Детки, любите
друг друга," непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так
делает, он отвечал: "Это — заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого
довольно, чтобы войти в жизнь вечную".
Когда апостолу Иоанну было девяносто пять лет, Господь открыл ему, что
дни его земной жизни сочтены. Апостол вышел из дома рано утром, до
рассвета, позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, и
попросил их следовать за ним, захватив с собой лопаты. Он привел их в
одно место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал:
"Копайте вашими лопатами могилу в форме креста, в длину моего роста".
Потом снова помолился и лег в могилу, после чего обратился к Прохору:
"Прохор, сынок, ты должен идти в Иерусалим, где и закончится твоя
жизнь". Обняв учеников, он сказал: "Возьмите земли, матерь мою землю, и
укройте меня". Они покрыли его землей до колен, и он умолял их
продолжать и закопать его по шею. После этого произнес: "Принесите
тонкий покров и положите мне на лицо, и попрощайтесь со мной в
последний раз, ибо в этой жизни уже не увидите меня". Он отослал их,
благословив, а они оплакивали своего возлюбленного отца и учителя.
Ученики возвратились в город в глубокой скорби. Христиане Ефеса, узнав о
случившемся, умоляли отвести их к могиле. Прохор с другими учениками
повели их на то место, но Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: "Тогда
мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: "Если Я хочу,
чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?" (Ин. 21, 22) И мы
восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь
и поклонение во веки веков. Аминь".
Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет,
могила источала миро, и люди исцелялись от болезней по молитвам святого
евангелиста Иоанна.
Источник: http://idrp.ru/ioann-bogoslov-lib1257/