В
Католической Церкви существует как минимум полтора десятка официально
утвержденных (и гораздо больше – пока не утвержденных) малых скапуляриев
– малых подобий монашеского облачения, которые верующие носят в знак
особого почитания того или иного образа, входящего в католический культ,
а часто – и принадлежности к соответствующему братству, связанному
общими обетами. Выглядит скапулярий как два небольших лоскута ткани
определенного цвета, соединенных двумя лентами или шнурами, носимых один
на груди, а другой – на спине и часто снабженных теми или иными
изображениями. “Облачение” в скапулярий производит уполномоченный
священник. Со многими скапуляриями связаны также специальные
индульгенции.
Скапулярий святого Михаила появился при
понтификате бл. Пия IX (1846-1878), который его благословил, но
формально утвержден был лишь при его преемнике – Папе Льве XIII. В 1878
г. при церкви св. Евстахия в Риме было основано братство во имя св.
Михаила Архангела; на следующий год такое же братство появилось и при
церкви Сант’ Анджело. В 1880 г. оно было возведено Львом XIII в ранг
архибратства (то есть такого братства, которое имеет право принимать в
свой состав другие ассоциации аналогичного характера и разделять с ними
положенные ему привилегии и индульгенции) и получило название
Архибратства скапулярия св. Михаила. Формула благословения скапулярия и
облачения в него была утверждена Конгрегацией обрядов 23 августа 1883 г.
и включена в Римский ритуал.
По своему внешнему виду скапулярий
святого Михаила отличается от других, поскольку его лоскуты имеют форму
щита. Один из них имеет синий цвет, другой – черный; соединяющие их
ленты также одна синяя, другая черная. На обоих лоскутах изображается
св. Михаил Архангел, убивающий змия, и наносится надпись “Quis ut Deus”.
Позднее появился также и стал весьма
популярен коричневый скапулярий святого Михаила (объединяющий в себе
традиции скапуляриев св. Михаила и Кармельского, имеющего коричневый
цвет). Несмотря на свое название, он светло-зеленый, но оторочен по
краям коричневой тканью и крепится на коричневых же шнурах. Оба его
лоскута имеют обычную прямоугольную форму; на одном из них вышивается
или наносится иным способом тот же образ св. Михаила, убивающего змия, с
девизом “Quis ut Deus”, а на другом – фиолетовый щит с греческой
монограммой имени Христа (Hi-Ro), увенчанный короной, и надпись “In hoc
signo vinces” (“Сим знаком победишь”) на латинском или народном языке –
слова, связанные со знамением, бывшим императору Константину Великому,
которому, согласно преданию, помогал в воинских трудах св. Михаил. С
этим скапулярием связаны те же обязанности, привилегии и индульгенции,
что и коричневым карельским скапулярием. Существуют также промежуточные
формы между черно-синим и коричневым скапуляриями (например, коричневый в
форме щита).